Оглавление

 

Введение. *

Наследственность или среда. *

Половая идентификация *

Выход в свет *

Совместная жизнь *

Дети в лесбийских семьях *

Заключение *

Список использованной литературы: *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня о гомосексуальности даже у нас в стране говорят открыто. О геях и лесбиянках пишут в газетах и журналах, существуют специальные сайты в интернете, есть клубы и другие общественные заведения. Общественность больше не замалчивает эту проблему. Да и сами гомосексуалисты больше не скрывают свою ориентацию от общества, а порой и наоборот.

Но знаем ли мы что-нибудь о них на самом деле? Как они живут? Воспитывают ли детей? Какие у них вырастают дети? И могут ли у гомосексуальных родителей вырасти гетеросексуальные дети и наоборот?

Конечно, сейчас ученым по данному аспекту известно значительно больше, чем даже десятилетие назад. Этому способствуют работы не только психологов, но и биологов, и медиков, и специалистов других профессий. Постепенно появляется огромное количество литературы, посвященным гомосексуальным парам, их проблемам и техникам работы с ними и их детьми.

Целью данной работы является раскрыть основные взгляды на гомосексуальность и ее источники, коснуться теорий половой идентификации и некоторых исследований относительно лесбийских пар и семей по электронной библиотеке PSYCHLIT.

Итак, основными интересующими нас вопросами можно назвать такие:

Конечно, некоторым из этих проблем будет уделено больше внимания, некоторым – меньше.

Наследственность или среда.

На протяжении всей истории исследования гомосексуальности этот вопрос являлся, возможно, одним из основных и самым спорным.

Пожалуй, говоря о современных взглядах на наследственность/приобретенность гомосексуальности нельзя обойти одну из первых теорий, рассматривавших гомосексуальность. Это, конечно же, теория З.Фрейда.

Фрейд выделял 3 типа инвертированных:

  1. Они абсолютно инвертированы, то есть их сексуальный объект может быть только одного с ними пола, между тем как противоположный пол никогда не может у них быть предметом полового желания, оставляет их холодными или даже вызывает в них половое отвращение;
  2. Они амфигенно инвертированы (психосексуальные гермафродиты); то есть их сексуальный объект может принадлежать как одинаковому с ними, так и другому полу; инверсия, следовательно, лишена характера исключительности;
  3. Они случайно инвертированы, то есть при известных внешних условиях (недоступность нормального полового объекта или подражание) они могут избрать в половом акте партнера одного с ними пола и получить удовлетворение в половом акте.

Врожденность приписывают только первому. Уже сам факт существования двух других типов трудно соединить со взглядом о врожденном существовании инверсии. Ни положение, что инверсия врождена, ни противоположное ему, что она приобретается, по мнению Фрейда, не объясняет сущности инверсии.

Науке известны случаи, в которых половые признаки кажутся стертыми, благодаря чему определение пола затруднено. Гениталии этих соединяют в себе мужские и женские признаки (гермафродитизм). В редких случаях оба половые аппарата развиты в одинаковой степени один наравне с другим (истинный гермафродитизм). Чаще всего имеет место двойное уродство.

У каждого нормально устроенного мужского или женского индивида имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или как преобразовавшиеся и взявшие на себя другие функции. Таким образом, можно допустить первоначальную бисексуальную предрасположенность, преобразующуюся в моносексуальность с незначительными остатками противоположного пола.

Хотя психоанализ Фрейда не дал объяснения происхождения инверсии, он все же открыл психический механизм ее происхождения. Инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, то есть исходя из нарциссизма ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать, то есть они всю жизнь воспроизводят механизм, благодаря которому появилась их инверсия. Их навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их тревожным бегством от женщины.

Психоаналитическое исследование Фрейда самым решительным образом противится попыткам отделить гомосексуалистов от других людей как особого рода группу. Психоанализу кажется первичной независимость выбора объекта от его пола, как это наблюдается в детском возрасте, первобытных условиях и в эпохи древней истории. Из этого первичного состояния развивается путем ограничения в нормальный или инвертированный тип. Решающим моментом в отношении окончательного полового выбора является момент полового созревания.

Сегодня формирование гомосексуальности рассматривается не по принципу или/или, а по принципу и/и, постепенно переходя от объективных данных к субъективным переживаниям.

Биомедицинские исследования гомосексуальности группируются по четырем разделам фундаментальной биологии:

  1. сравнительная и эволюционная биология и социобиология.
  2. генетика и молекулярная биология,
  3. эндокринология и нейроэндокринология,
  4. нейроанатомия и нейрофизиология. Дополнительным источником данных служит клиника перемены пола и сексуальной ориентации.

Сравнительная и эволюционная биология и возникшие на их основе этология и социобиология ставят два главных вопроса:

  1. Является ли гомосексуальное поведение чем-то исключительным, характерным только для человека, или же оно имеет какие-то аналоги в поведении животных?
  2. Если такие аналоги есть, каковы функции гомосексуального поведения в продолжение рода, сохранении популяции и т.п.?

Ответ на первый вопрос однозначен: аналоги гомосексуального поведения в животном мире существуют, но "одно и то же" по своим внешним признакам и элементам поведение может выполнять совершенно разные функции. Ученые различают у животных несколько типов "гомосексуального" поведения.

  1. Ситуативно-обусловленные действия. Однополые животные иногда пытаются спариваться друг с другом просто потому, что не могут распознать истинный пол потенциального сексуального объекта.
  2. Генетически обусловленное поведение. Нарушение генетического кода у рыб и лягушек приводит к тому, что генетические самцы ведут себя, как самки, и наоборот.
  3. Поведение, имеющее социально-знаковый характер. Имитирование спаривания однополыми особями, наблюдавшееся у коров, горных коз, ящериц, обезьян, дельфинов, часто выражает иерархические отношения господства/подчинения: доминантный самец или самка выполняют маскулинную, а более слабый партнер - фемининную, женскую роль. У некоторых обезьян демонстрация эрегированного члена другому самцу - знак агрессии или вызова. Если самец, которому адресован такой жест, не примет позы подчинения, он подвергнется нападению. Но ничего специфически сексуального и тем более - гомоэротического в этом поведении нет.
  4. Похожее на мастурбацию трение однополых животных друг о друга или имитация спаривания в контексте игрового, социального и эмоционального общения. Чаще всего это делают животные, которые вместе выросли.
  5. Сексуально-эротическое поведение, когда животные явно предпочитают сексуальные игры и действия с особями своего собственного пола, даже в присутствии особей противоположного пола. Такое поведение нередко наблюдалось среди дельфинов и обезьян.

В зависимости от вида и условий среды обитания, однополые сексуальные контакты практикуют либо только самки (например, у диких горных горилл), либо особи обоих полов. Исключительно "мужская гомосексуальность" приматологам неизвестна. "Гомосексуальное" поведение чаще всего наблюдается у незрелых животных, и чаще всего встречается у тех обезьян, которых с раннего детства выращивают в однополой среде, в условиях половой сегрегации. Если животные с ранним или поздним "гомосексуальным" опытом получают в дальнейшем возможность гетеросексуального выбора, они большей частью предпочитают партнеров противоположного пола. "Гомосексуальное" поведение чаще наблюдалось в неволе, чем в естественных условиях, и чаще в клетках и загородках, чем в относительно свободных условиях. Оно чаще встречается в однополых, чем в разнополых группах, и в новообразованных и социально нестабильных группах, чем в постоянных сообществах. "Гомосексуальные" контакты стимулируются наличием общего эмоционального возбуждения в группе, а также зрелищем спаривающихся сородичей. У сезонно спаривающихся животных гомосексуальное поведение наблюдается только в периоды спаривания.

Таким образом, "гомосексуальное" поведение в животном мире, как и у людей, полифункционально. Однако вопрос о его приспособительных функциях в процессе естественного отбора остается открытым.

По мнению социобиологов, адаптивная функция однополых сексуальных контактов состоит в том, что они уменьшают внутригрупповую напряженность и сексуальное соперничество.

Слабость этой теории в том, что, хотя для популяции действительно может быть полезно, чтобы некоторые особи не участвовали в репродуктивном процессе, природа могла бы достичь этого не переключением сексуального желания на особей своего пола, а ослаблением сексуального влечения (сексуальный и энергетический потенциал разных индивидов весьма различен).

Другие биоэволюционные теории связывают происхождение гомосексуальности с генетическими факторами. Предполагается, что на каком-то этапе биологической эволюции самцам стало "выгоднее" быть менее агрессивными и более чувствительными и коммуникативными, что достигается сохранением некоторых подростковых или усвоением женственных черт. При этом одни и те же гены, но в разных сочетаниях и в разной среде, делают одних самцов более привлекательными для самок, увеличивая их "репродуктивный успех", а у других вызывают гомосексуальность. Эта гипотеза имеет две версии. По первой версии, гомосексуалы, подобно "суперсамцам", отличаются сильным сексуальным влечением и большими гениталиями, но реализуют эти способности иначе, чем "натуральные" мужчины. По другой версии, более раннее созревание и более высокая сексуальная активность гомосексуальных мужчин свидетельствуют скорее о женственности, связанной с феминизацией головного мозга.

Наиболее всеобъемлющая современная теория гомосексуальности считает ее побочным, но вполне закономерным продуктом биологической эволюции. Согласно этой теории, природа объективно заинтересована в разнообразии и вариативности. Многие типичные мужские качества, такие, как сила и агрессивность, способствуя репродуктивному успеху в одних отношениях (борьба за выживание), являются дисфункциональными в других отношениях. Женщины предпочитают более спокойных, нежных и заботливых партнеров, и самцы, обладающие соответствующими генами, имеют определенные репродуктивные преимущества. Кроме того, некоторые виды деятельности требуют сочетания мужских и женских качеств. Поэтому эволюция закрепляет соответствующие гены и особенности строения головного мозга. Но если один аллель, повышающий эмоциональную чувствительность и мягкость мужчины, увеличивает его репродуктивные шансы, то два таких аллеля способствуют развитию гомосексуальности. Отсутствие интереса к продолжению рода компенсируется в этом случае другими качествами, а различие личностных свойств уменьшает конкуренцию между отпрысками одной и той же семьи. Нечто подобное существует и в женском варианте: определенный уровень маскулинности помогает женщине найти сексуального партнера, но за каким-то пределом ее самоутверждение приобретает другое направление.

Поскольку половые различия и сексуальное влечение, так или иначе, связаны с половыми гормонами, которые условно подразделяются на мужские (андрогены) и женские (эстрогены), логично предположить, что сексуальная ориентация в первую очередь зависит от них. Эндокринология гомосексуальности сводится практически к трем вопросам:

  1. существуют ли у гомосексуалов какие-либо характерные гормональные аномалии;
  2. обнаруживают ли люди с определенными эндокринными нарушениями повышенную склонность к гомосексуальности;
  3. может ли гормонотерапия изменить сексуальную ориентацию?

Как всегда, наука начинала с простых механистических теорий. Австрийский физиолог и патолог Евгений Штайнах (1861--1944), считал мужскую гомосексуальность следствием феминизации или недоразвитости яичек, которое можно вылечить путем пересадки пациенту здоровых яичек. Эти попытки не увенчались успехом. Предположение, что мужчины-гомосексуалы имеют больше эстрогенов, а женщины-лесбиянки - больше андрогенов, относительно мужчин вовсе не подтвердилось, среди лесбиянок повышенный уровень тестостерона (самый сильный андроген) имеют лишь около одной трети, у остальных он в пределах нормы. К тому же эти изменения ненадежны. Поскольку организм производит стероидные гормоны не регулярно, а как бы толчками, их уровень у одного и того же человека может сильно колебаться, например, в зависимости от времени суток. Гормональный баланс сильно зависит от возраста; у мужчин уровень тестостерона с возрастом понижается, а уровень эстрогенов, наоборот, растет.

В 1970--1980-х годах популярность приобрела нейроэндокринная теория Гюнтера Дернера, считающая гомосексуальность следствием нарушения гормонального баланса на ранних стадиях индивидуального развития, в результате чего задерживается или нарушается половая дифференциация головного мозга, а, следовательно - и полодиморфического поведения.

Неоднозначна и связь сексуальной ориентации с эстрогенами. Наиболее авторитетные специалисты считают, что говорить о решающей или существенной роли пре - или постнатальной гормональной регуляции в развитии гомосексуальности, за исключением лиц с явными физическими признаками интерсексуальности (феминизированные мужчины и маскулинизированные женщины), преждевременно.

Нейроэндокринологические исследования сексуальной ориентации тесно связаны с нейроанатомическими. Поскольку человеческий мозг дифференцирован по полу, ученые начали сравнивать не только мужской и женский мозг, но также мозг гетеро-, гомо- и транссексуалов. В середине 1980- начале 1990-х годов несколько работавших независимо друг от друга нейрофизиологов открыли в гипоталамусе особые полодиморфические структуры (полодиморфический нуклеус-- SDN), которые по своим размерам и числу клеток различны у мужчин и женщин, а по некоторым данным - и у людей с разной сексуальной ориентацией. Однако опубликованные исследования сильно различаются как по своей технике, так и по свойствам людей, чей мозг подвергался изучению, и иногда опровергают друг друга.

Чтобы решить, является ли гомосексуальность генотипическим, врожденным и передаваемым по наследству свойством, ученые идут тремя путями. Во-первых, изучают "семейное древо" гомосексуалов. Во-вторых, сравнивают свойства монозиготных (однояйцевых), развившихся из одной и той же яйцеклетки, и дизиготных (двуяйцевых), развившихся из разных яйцеклеток, близнецов. Монозиготные близнецы разделяют весь исходный генетический материал, а дизиготные - только половину его. В-третьих, стараются найти и локализовать самый ген, который предположительно порождает гомосексуальность.

Современные исследования, изучающие сравнительно большие выборки и идущие сразу по нескольким направлениям, смогли установить ряд важных эмпирических тенденций.

1) Гомосексуальность - явление "семейное": там, где есть один гомосексуал, существует большая вероятность найти других, особенно среди родственников по материнской линии. Мужская и женская гомосексуальность, по-видимому, зависит от разных семейно-генетических факторов, но каковы эти факторы и демографические особенности предрасположенных к гомосексуальности семей, неясно. Чаще всего гомосексуалами оказываются младшие сыновья, причем критическим фактором является наличие старших братьев: каждый старший дополнительный брат увеличивает вероятность гомосексуальности на 33%. Однако повышенное число братьев и сестер характерно только для семей крайне феминизированных гомосексуалов. Ученые связывают эти тенденции с действием генетических факторов и специфическими иммунными реакциями материнского организма на мужской и женский плод.

Каковы бы ни были причины этого, порядок рождения имеет важные психологические последствия. Первенцы, как правило, отличаются более высоким уровнем активности жесткости и агрессивности, чем младшие сыновья (это может объясняться как особенностями социализации, так и разным уровнем тестостерона). Младшие сыновья кажутся более мягкими, женственными и психологически гибкими. В дальнейшем это способствует развитию творческих способностей и склонности к принятию нестандартных решений.

2) Среди родственников гомосексуалов по материнской линии процент людей, которые не вступали в брак или чьи браки остались бесплодными, или у которых были самопроизвольные аборты, выкидыши и мертворождения, или которые совершали самоубийства, значительно выше, чем среди родни по отцовской линии. Хотя эти факты допускают и негенетическое объяснение (психологический климат в семье может передаваться из поколения в поколение), ученые придают им большое значение.

3) Конкордантность по гомосексуальности монозиготных близнецов значительно выше. Чем дизиготных. У 56 монозиготных мужских пар она составила 52%, а у 54 дизиготных пар - только 22%. Среди аналогичных женских пар соответствующие цифры --48 и 16 процентов''. Неполное совпадение (меньше 100 процентов) может объясняться тем, что в отличие от испытуемого, у которого соответствующий ген проявляется активно, ее сиблинг (брат или сестра) или другой родственник может нести этот ген в неактивной форме и быть гетеросексуалом.

4) В материнском поколении гомосексуальных мужчин и женщин нарушено статистически нормальное соотношение потомков мужского и женского пола; оно очень близко к тому, какое наблюдается у отцов, страдающих одним из известных генетических нарушений мужской Х-хромосомы (так называемый маркер Xq28).

Гомосексуальность, очевидно, имеет определенные природные предпосылки, взаимосвязь которых остается пока что гипотетической. Но хотя природа задает предрасположенность, склонность к той или иной сексуальной ориентации, только социальный опыт индивида определит, как именно эта склонность проявится, и что из нее разовьется. Степень жесткости и сами механизмы формирования природной предрасположенности бывают разными. Один человек может быть только гомо- или только гетеросексуалом, у другого же налицо лишь более или менее гибкие сексуальные предпочтения.

Достаточно часто возникновение женской гомосексуальности связывается с неудачным сексуальным опытом с мужчинами. Предлагаю обратиться к одному исследованию. Данное исследование имело своей целью проверить весьма распространенную гипотезу, которая говорит о том, что в жизни лесбиянки было больше негативного сексуального опыта с мужчинами, чем у гетеросексуальной женщины. Травматический опыт с мужчинами сравнивался между 50 парами гетеросексуальных женщин и лесбиянок. Результаты не подтвердили гипотезу. Единственное значительное различие между группами заключалось в том, что гетеросексуальные женщины чаще сообщали о разнообразных видах травматических переживаний, в то время как лесбиянки чаще говорили о каком-либо одном виде травматического опыта. Таким образом, предыдущий травматический опыт с мужчиной не является значимым фактором в развитии сексуальной ориентации. (Journal-of-Homosexuality. 1990; Vol 19(1): 105-110 JN)

Еще одно исследование проверяло зависимость женской сексуальной ориентации от личностных характеристик, отношений и поведения в семье. 88 женщин (18-54 лет) рассказывали о своей семье, а 57 из них заполнили 16-ти факторных опросник Кеттелла. Рассказы о семье включали настрой и демократию отцов и матерей, давление правил, давление на поло-ролевое поведение, защищенность в семье, женскую гармонию в семье, материальную поддержку и стандарты феминности. Как показал анализ, ни один из этих факторов или группа, из них состоящая, не оказался определяющим гомо- или гетеросексуальную ориентацию.(Psychological-Record. 1990 Sum; Vol 40(3): 437-449 JN)

Половая идентификация

Психосексуальное развитие – результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила полового поведения. Психологический механизм половой социализации и формирования половой идентичности изучен слабо. Здесь существует несколько теорий.

1.Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания. Считается, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, место которых он хочет занять. Главное возражение против этой теории – неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление с другими. Кроме того, поведение детей не всегда основано на подражании поведению взрослым.

2.Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», а девочки – наоборот. Теорию половой типизации упрекают в механичности, с ее позиций трудно объяснить появление многочисленных и независящих от воспитания индивидуальных вариаций и отклонений от половых стереотипов. Многие стереотипы маскулинной и феминной реакции складываются стихийно, независимо от обучения и поощрения и даже вопреки им.

3.Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представления о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому поведению. Уязвимое звено этой теории в том, что поло-ролевая дифференциация поведения начинается гораздо раньше, чем складывается устойчивое сознание половой идентичности

Вероятно, эти теории стоит считать не столько альтернативными, сколько взаимодополняющими. Они описывают процесс половой социализации с разных точек зрения: теория половой типизации – с точки зрения воспитателей, теория самокатегоризации – с точки зрения ребенка.

4.Существует подход, рассматривающий процесс половой социализации как аналогичный процессу усвоения языка или любой другой системы правил (половая роль не что иное, как некоторое правило).

5.Стадиальная теория подчеркивает не собственный механизм половой дифференциации сознания, а закономерности ее развития по этапам:

  1. усвоение стандартов социального поведения;
  2. обучение полоспецифическому поведению
  3. сопоставление себя с другими людьми
  4. осознание необратимости своего пола и следование «правилам пола» уже по внутренним, интериоризованным, а не внешним мотивам.

Ковалев С.В. говорит о стадиях, в которых проявления внутренне присущей человеку способности любить выражены особенно сильно. Это возраст около трех лет, когда ребенку начинает нравиться мальчик или девочка (строго по признаку определенного пола!) одного с ним или старшего (что более свойственно девочкам) возраста.

Это младший школьный возраст (7-8 лет), когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости.

Это подростковый возраст (12-13 лет), когда чувства к человеку противоположного пола находят свое выражения в возрастающей тяге в общении, жадном интересе к объекту любви и своеобразном фетишизме (когда особо привлекает какой-либо один компонент внешности).

Юношеский возраст (15-17 лет), когда обусловленная социальной ситуацией развития привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге глубокой личной интимности, стремлении познать личность объекта любви.

До середины XX в. половая принадлежность индивида считалась более или менее определенной биологической данностью, из которой автоматически выводились все телесные, социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. Современная наука различает биологический, репродуктивный пол, статус индивида как самца или самки и социальный пол как совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером (от латинского gender - род) и все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических, называют не половыми, а гендерными (гендерные роли, тендерное разделение труда, гендерные стереотипы и т. д.). Однако научная терминология еще не устоялась, слова "гендер" и "пол" (или "секс"), "гендерные роли" и "половые роли", "гендерная ориентация" и "сексуальная ориентация" часто употребляют как синонимы.

В сложной и многоуровневой системе, какой является гендерная идентичность, неизбежно наличие множества вариаций и отклонений от подразумеваемой нормы. Одни люди однозначно принимают свою гендерную идентичность, другие чувствуют себя в ней неуютно. Вплоть до последней четверти XX в. все такие отклонения, в число которых зачисляли и гомосексуальность, считались патологическими. В последние десятилетия положение изменилось. Поскольку гендерная, мужская или женская, идентичность роль не дается человеку автоматически, вместе с полом, а вырабатывается в результате сложного процесса "гендерной типизации" или "социального кодирования", причем сам субъект является активным участником этого процесса, принимая или отвергая предлагаемые ему модели поведения, возможны случаи перекодирования или перестановки (транспозиции) гендерной идентичности с мужской на женскую или наоборот. В просторечии это называется переменой или сменой пола.

Состояние, когда индивид не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им, называется гендерной дисфорией (греческое слово dysphoria означает "непереносимость"). На бытовом уровне, когда физический облик или поведение мальчика или девочки не соответствует гендерным нормам и ожиданиям, это часто называют нетипичным поло-ролевым поведением или гендерной неконформностью (описательный термин, за которым не стоит определенный диагноз). Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка - гендерное несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда, сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили не те игры, выбирали не тех партнеров и т.д.

Гендерные стереотипы, поведение, чувства и особенно образы Я прегомосексуальных мальчиков и девочек сильно отличаются от тех, которые типичны для их гетеросексуальных сверстников и сверстниц, причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем у женщин. Между детской гендерной нонконформностью, с одной стороны, и позднейшим подростковым гомоэротизмом и взрослой гомосексуальностью - с другой существует не только статистическая корреляция, но и причинная связь: первое порождает второе.

Американский социолог Ричард Тройден подразделяет процесс формирования гомосексуальной идентичности на четыре фазы":

  1. предчувствие или сенситизация (повышение чувствительности) - приходится на допубертатный период, когда мальчики и девочки еще не задумываются о своей сексуальной ориентации или автоматически считают себя гетеросексуальными. Хотя многие прегомосексуальные дети уже чувствуют и осознают, что по своим интересам, внешности или поведению они отличаются от сверстников своего пола и это вызывает у них смутную тревогу, эти отличия еще не отливаются в определенные понятия и описываются скорее в метафорах фемининности и маскулинности (насколько я хороший, "настоящий" мальчик или девочка?), чем эротики (кто меня сексуально привлекает?);
  2. период сомнений и смешанной идентичности, когда индивид уже задумывается о своей сексуальной идентичности, но еще не может четко определить ее, приходится на подростковый возраст и начало юности. Это самый драматичный и психологически напряженный этап развития;
  3. принятие и признание себя также протекает по-разному. Ее возрастные границы и длительность зависят как от индивидуальных особенностей человека, так и от его социальной среды. Чем терпимее общество, тем легче подростку преодолеть свои внутренние конфликты и принять собственную сексуальную ориентацию;
  4. гомосексуальной самоидентификации, наступающая лишь у взрослых, да и то не у всех, лучше всего выражается понятием сопричастности: индивид принимает свою гомосексуальность как определенный стиль жизни, поддержание которого для него важнее и приятнее возможных альтернатив. Эта фаза обычно совпадает с появлением более или менее устойчивых партнерских отношений, в отличие от случайных сексуальных связей. Ее внутренние признаки: слияние сексуальности с эмоциональностью, восприятие гомосексуальной идентичности как интегральной части собственного Я и удовлетворенность ею.

Эти фазы не являются чисто возрастными. Их длительность и содержание зависят от множества конкретных социальных условий, и они по-разному протекают у разных людей.

Выход в свет

Прежде всего, бросаются в глаза гендерные различия. Девочки-лесбиянки, как правило, позже юношей осознают свои психосексуальные особенности, считая свое влечение к женщинам потребностью в дружбе. Гетеросексуальные контакты у них обычно предшествуют однополым. Гомосексуальные мальчики, у которых либидо пробуждается более бурно, а половая роль допускает и даже требует явных проявлений сексуальности, раньше начинают подозревать о своей гомосексуальности и сексуально экспериментируют с лицами как своего, так и противоположного пола. Иногда именно для того, чтобы лучше понять свою сексуальную ориентацию.

Уверенность в своей гомосексуальности приходит к мужчинам в среднем лишь около 20 лет, причем юноши с высшим образованием завершают свое сексуальное самоопределение позже. Видимо, дело в разной степени готовности принять жизнь такой, как она есть.

Однако осознание своей гомосексуальности еще не означает признания себя геем или лесбиянкой. Даже те подростки, которые охотно сексуально экспериментируют со сверстниками собственного пола, не торопятся идентифицировать себя в качестве геев или лесбиянок. Из 34.700 опрошенных 12-18-летних школьников в штате Миннесота 88,2% сказали, что считают себя гетеросексуалами, 1,1% - геями или бисексуалами, а 10,7% не уверены в своей сексуальной ориентации. Хотя количество подростков, не уверенных в своей сексуальной ориентации, уменьшается с 26% среди 12-летних до 9% среди 18-летних, геями, лесбиянками или бисексуалами считают себя только 1,3%. Так считают только 5% подростков, имеющих гомоэротические влечения, 27% имевших гомосексуальные контакты и 10%

Участь юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики

По данным клинических исследований, риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих.

Снять эти проблемы может только принятие себя и самораскрытие окружающим. Открытое признание своей гомосексуальности - coming out (буквально - выход в свет) или coming out of the closet (выход из чулана) иногда кажется одноразовым драматическим событием, чем-то вроде публичной декларации, после которой пути назад отрезаны и начинается новая жизнь. На самом деле такого крутого, драматического поворотного пункта может и не быть, и даже если он есть, это только кульминация длительного и сложного процесса психосексуального самоопределения.

Предлагаю еще раз обратиться к уже имеющимся эмпиричнским данным. 194 человека, в число которых входили геи, лесбиянки и бисексуалы в возрасте от 14 до 21 года, живущие дома, предоставили сведения о том, как они раскрывали свою сексуальную ориентацию в семье. Три четверти рассказали хотя бы одному родителю, чаще матери. Те, кто признались, были, в общем, более открытыми по поводу своей ориентации, а из нераскрывшихся немногие ожидали принятие родителями. Те, кто раскрылся, сообщали о словесных и физических оскорблениях со стороны членов семьи и признали большую суицидальность, чем те, кто не «вышел» к семье. (American-Journal-of-Orthopsychiatry. 1998 Jul; Vol 68(3): 361-371).

По мере роста терпимости к гомосексуальности средний возраст "выхода в свет" снижается. В конце 1960-х годов средний возраст coming out у американских мужчин был 19,3 года, теперь он снизился до 14,5-16 лет. Однако и возраст, и обстоятельства "выхода" - кому и как человек раскрывается - зависят от множества конкретных условий.

Человек открывается не всем сразу, а в определенной последовательности, и прежде, чем открыться другим, он должен осознать и принять себя сам. Первым конфидентом подростка чаще всего бывает однополый друг-сверстник.

Какой бы трудной ни была сексуальная идентификация, ее завершение приносит огромное облегчение. Люди, которые приняли свою сексуальную ориентацию, в большинстве случаев считают ее естественной, нормальной и единственно возможной для себя, подстраивая под нее прочие самооценки и установки.

От родительской помощи больше, чем от чего бы то ни было другого, зависит находящееся под ударом юношеское самоуважение, с которым, в свою очередь, связаны все остальные психологические свойства личности.

Еще одно исследование было посвящено изучению взаимоотношений между признанием в своей сексуальной ориентации и психологической адаптацией. 499 испытуемых (19-76 лет) отвечали на опросник, оценивая уровень самораскрытия, источники социальной поддержки, формы социального взаимодействия, описание своей сексуальной ориентации и длительность периода идентификации себя как лесбиянки. Чем большему количеству людей женщина раскрывала свою сексуальную ориентацию, тем меньше тревожности, тем больше положительных эмоций и больше самоуважения она проявляла. Степень самораскрытия семье, гомосексуально ориентированным друзьям, сотрудникам по работе оказалась связанной с общим уровнем социальной поддержки: кто раскрывался шире, того больше поддерживали. Те, кто шире раскрывался, были менее склонны к анонимному общению, имели больше друзей среди геев и лесбиянок. (Journal-of-Homosexuality. 1998; Vol 35(2): 41-63)

Лесбиянки, у которых достаточно молодые родители и которые имеют удовлетворительные отношения с ними, более склонны «раскрывать себя» своим родителям. Те, кто имели удовлетворительные отношения с матерью, были склонны к более высокому уровню самоуважения. (Journal-of-Homosexuality. 1989; Vol 18(1-2): 1-35)

Анализ самораскрытия 113 гомосексуально ориентированных мужчин и женщин, что показатели безопасного взаимодействия с родителями положительно коррелируют с тем, что родители знают о сексуальной ориентации ребенка, с продолжительностью этого знания, и отрицательно коррелирую с восприятием себя как дисфункционального индивида. Таким образом, возможно раскрытие себя является тем фактором, который способствует осознанию себя не как дисфункциональной личности. (Journal-of-Counseling-Psychology. 1995 Jul; Vol 42(3): 350-355)

 

Совместная жизнь

Однополые (как и разнополые) пары подразделяют по степени их стабильности на постоянные и случайные, а по степени сексуальной исключительности - на закрытые (моногамные) и открытые. Закрытые отношения предполагают одного постоянного партнера и полное отсутствие случайных связей. При открытых отношениях наличие постоянного партнера не исключает возможности каких-то иных, временных.

В Сан-Франциско начала 1970-х годов 71% всех опрошенных геев (485 человек) и три четверти лесбиянок (211 человек) распределились по следующим пяти типам.

  1. Закрытые пары (67 мужчин и 81 женщина) напоминают счастливые разнополые браки. Это устойчивые, сплоченные пары, связанные взаимной любовью и общностью интересов. У них меньше всего сексуальных проблем, они не ищут случайных, временных партнеров на стороне, хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются высоким самоуважением и значительно реже других гомосексуалов страдают от одиночества.
  2. Открытые пары (120 мужчин и 51 женщина) также живут совместно, но их партнерство не является сексуально-исключительным. Хотя они привязаны друг к другу, они нередко развлекаются на стороне, испытывая в связи с этим различные тревоги. Их социальная и психологическая адаптированность несколько ниже, чем у первой группы, но значительно выше, чем у остальных гомосексуалов.
  3. Функционалы (102 мужчины и 30 женщин) напоминают гетеросексуальных холостяков, живущих самостоятельно и жизнь которых строится вокруг сексуальных похождений и приключений. Их сексуальная активность выше и количество партнеров больше, чем у остальных групп, но их контакты лишены эмоциональной вовлеченности, экстенсивны, часто безличны. Хотя в целом это энергичные, жизнерадостные и преуспевающие люди, их социально-психологическая адаптированность ниже, чем у первых двух типов.
  4. Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин) больше всего подходят под классический стереотипный образ гомосексуала-невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность, ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множества внешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуется психотерапевтическая помощь.
  5. Асексуалы (110 мужчин и 33 женщины) - люди, которые категорически не принимают и всячески подавляют свою гомосексуальность, практически отказываясь от сексуальной жизни. Это крайне осложняет их эмоциональные отношения с другими людьми, заставляет скрываться, порождает чувство одиночества и всевозможные психосексуальные проблемы. Эти люди считают себя несчастными, часто обращаются к врачам и среди них самый высокий процент самоубийств.

Стабильность разнополого брака поддерживается не только сексуальной близостью и любовью, но и наличием детей и множеством социальных условий. Общество делает все, чтобы сохранить брак. В однополом союзе все внешние силы действуют против него. Ни церковной, ни правовой охраны у него нет, соседи и родственники смотрят косо, если пара распадется, это никого не удивит и не встревожит.

Первая проблема совместной жизни - распределение домашних обязанностей. На первый взгляд разнополым парам в этом отношении легче. Существует привычная система полоролевых норм и ожиданий, типичные обязанности мужа и жены и т.п. Однако многочисленные исследования, как зарубежные, так и российские, показывают, что браки, основанные не на гендерных стереотипах, а на действительном равенстве полов, с учетом индивидуальных особенностей супругов, являются более счастливыми и устойчивыми.

У однополой пары обязательной, стандартной полоролевой дифференциации нет и быть не может. Но этот "минус" порой оказывается "плюсом". Поскольку вести себя по образцу своих родителей, как поступают многие молодые супруги, двое мужчин заведомо не могут, разделение домашнего труда, порождающее больше всего семейных конфликтов, здесь с самого начала строится с учетом индивидуальных особенностей: каждый делает то, что он лучше умеет или что ему больше нравится, а если какая-то необходимая работа никому не нравится, - на основе разумного компромисса.

Исследование отклонений в семьях, дисфункциональных отношений и знаний семейных ролей, проведенное на 24 лесбиянках 35 гетеросексуальных матерях, показало, что средние показатели по внутрисемейным стрессам, адаптации, знаниям семейных ролей и качеству взаимоотношений внутри семей не имели достоверных различий между этими двумя группами, хотя вариативность была выше среди лесбиянок. (Psychological-Reports. 1998 Feb; Vol 82(1): 59-62 JN)

Изучалась семейная жизнь 45 взрослых лесбиянок, которые отвечали на опросник, содержащий как открытые, так и закрытые вопросы на достаточно разнообразные темы, касающиеся семейной жизни. Результаты выявили, что все участницы были озабочены влиянием своей сексуальной ориентации на своих детей, и они были очень внимательны к поддержке целостности своих семей. Они также говорили, что неким буфером стресса, который они ощущали, были социальные сообщества, а некоторые говорили о том, что сектор лесбиянских сообществ сам по себе недостаточно поддерживает лесбийское материнство. (Smith-College-Studies-in-Social-Work. 1993 Jun; Vol 63(3): 265-280 JN)

В другом исследовании изучалось принятие решения 23-мя парами геев и лесбиянок и сам процесс становления опекунами и приемной семьей. Авторы не согласны с тем, что гейские и лесбийские семьи представляют собой особенный вид семей. Авторы отвергают, что приемные лесбийские семьи отличаются от гетеросексуальных приемных семей и от родных гомосексуальных семей. Процесс «выхода в свет» - это то, что отличает приемные гомосексуальные семьи от других. Авторы изучили процесс выхода к значимым другим: родительским семьям, детям и бывшим супругам. Рассматриваются факторы, повлиявшие на такое решение. Исследование показывает, что этот процесс выхода является очень подвижным и непосредственно подвержен влияниям со стороны потребностей ребенка. (Journal-of-Homosexuality. 2000; Vol 39(1): 1-24)

Дети в лесбийских семьях

Самая сложная проблема лесбиянок - дети. Многие лесбиянки (21% из 706 опрошенных американских пар) являются матерями, еще больше - хотят ими стать путем искусственного осеменения, усыновления или как-то еще. Как показывают многочисленные исследования, ни стиль их материнства, ни его результаты в принципе не отличаются от того, что делается в обычных разнополых или неполных, "материнских" семьях. Эти качества зависят не от сексуальной ориентации женщины, а от ее индивидуальных особенностей.

Разумеется, матери-лесбиянки и их дети имеют свои специфические трудности. Первая проблема - как восполнить недостающее ребенку мужское влияние? - с той же остротой стоит в любой семье, где нет отца, и решается (или не решается) точно так же. В России без отцов растут 14 миллионов детей.

Вторая трудность - должна ли женщина рассказать о своей сексуальной ориентации детям, не будет ли это для них психической травмой, смогут ли они понять и принять ее, как эта информация повлияет на их отношения со сверстниками и т.д.? Если она решит все скрывать, вся их семейная жизнь будет основана на лжи. Разные дети в разных средах реагируют по-разному. "Когда я впервые (в 16 лет) заподозрила, что моя мать - лесбиянка, я была шокирована не самим фактом ее лесбиянства, а тем, что я должна соперничать за ее привязанность с другой женщиной. Если бы это был мужчина, соперничества бы не было, потому что я считала нас (себя с мамой и всех женщин) особой и очень специфической группой, отличной от мужчин. Поэтому если бы мать любила мужчину, в этом не было бы, так сказать, конфликта интересов". Для многих детей главная забота в другом - что скажут их школьные друзья, если узнают? В российских условиях, где человеческой информации об однополой любви почти нет - газеты пишут главным образом об экзотическом сексе, - такие ситуации часто безысходно трагичны, вынуждая женщин скрываться и лицемерить.
Но говорить об этом все равно придется. Женская однополая любовь - такая же социальная и психологическая реальность, как и всякая другая, и относиться к ней нужно так же тактично и уважительно.

Анализ интервью 14 матерей-лесбиянок касательно понимания семейных ролей и отношений выявляет стремление таких матерей бросить вызов гетеросексуальным семьям в их стремлении создать полноценную семью с двумя родителями. (Gender-and-Society. 2000 Feb; Vol 14(1): 36-61)

В другой статье рассматривается психологическое благополучие детей матерей-лесбиянок и их половое развитие. Автор проводит исследования по этим вопросам и делает заключение, что сексуальная ориентация матери не является определяющей в психологическом благополучии и половом развитии ребенка. Кажется, что принадлежность матери к гомосексуально ориентированным или гетеро- значит для детской психологической адаптации меньше, чем качество отношений в семье, и в противоположность предположениям традиционным психоаналитическим и социальным подходам, родители оказывают очень незначительное влияние на формирование половой идентичности своих детей. Позже автор ставит под сомнение результаты данного исследования из-за недостатка сведений по обычному населению. (Sexual-and-Relationship-Therapy. 2000 May; Vol 15(2): 121-126)

Дети в лесбийских семьях психологически, эмоционально, интеллектуально и поведенчески развиваются в позитивных направлениях, а сексуальная ориентация родителей не является значимым и определяющим фактором успешного развития детей (: Marriage-and-Family-Review. 1999; Vol 29(1): 57-75 JN)

Лонгитюдное исследование сексуальной ориентации взрослых, которые выросли в лесбийских семьях. 25 детей гомосексуальных матерей и 21 ребенок гетеросексуальных матерей контрольной группы исследовались в 9.5 лет в среднем и в 23.5 лет снова. Использовались стандартизованные интервью, чтобы собрать материал о сексуальной ориентации во втором исследовании и о семейных характеристиках и детском поло-ролевом поведении у матерей и их детей в первом исследовании. Хотя те, кто воспитывался в лесбийских семьях чаще наблюдали отношения между людьми одного пола, если их семейная обстановка в детстве характеризовалась открытостью и принятием отношений между геями и лесбиянками, большинство детей, которые выросли в лесбийских семьях имели в дальнейшем гетеросексуальную ориентацию. (Developmental-Psychology. 1996 Jan; Vol 32(1): 3-11 JN)

Еще одно исследование показывает, что дети гомо- и гетеросексуальных семей не отличаются по показателям их эмоционального здоровья, межличностным отношениям, сексуальной ориентацией или половому развитию. Сами же группы матерей не показали достоверных различий по психологической адаптации и развитию родительских способностей. (School-Psychology-Review. 1995; Vol 24(3): 456-479 JN)

Интересно исследование, рассматривавшее детей, которые выросли без отцов. Оказалось, что такие дети проявляют большее тепло к матери и больше взаимодействуют с ней, а также больше привязаны к матерям. Никаких различий между детьми, живущими с гетеросексуально ориентированными матерями, и детьми, живущими с матерями, гомосексуальной ориентации выявлено не было, кроме того, что дети лесбиянок намного больше взаимодействуют со своими матерями. Кажется, что дети, выросшие без отцов с рождения, не имеют никаких недостатков в общении с матерями и вполне эмоционально благополучны. (Journal-of-Child-Psychology-and-Psychiatry-and-Allied-Disciplines. 1997 Oct; Vol 38(7): 783-791)

Еще в одном лонгитюдном исследовании изучалось психологическое благополучие, отношения в семьях, появление друзей и интимных отношений детей, выросших в лесбийских семьях. 25 человек (17-35 лет, 8 мужчин) из лесбийских семей 21 человек того же возраста (12 мужчин), выросшие в семьях гетеросексуальных матерей-одиночек опрашивались с помощью интервью о своей семье, отношениях со сверстниками, сексуальной ориентации и психологическом благополучии. Те, кто вырос в лесбийских семьях, нормально функционировали во взрослой жизни с точки зрения психологического благополучия, семейных отношений и идентичности. То есть весьма распространенное убеждение в том, что лесбиянки могут воспитать только геев или лесбиянок не подтвердилось. (American-Journal-of-Orthopsychiatry. 1995 Apr; Vol 65(2): 203-215)

Проводилось сравнение 15 лесбийских пар и их детей (3-9 лет), рожденных с помощью искусственного осеменения, и аналогичных 15-ти гетеросексуальных семей. С помощью различных оценочных методик исследовались когнитивные функции детей, их поведенческую адаптивность, а также отношения между родителями и их родительские навыки. Результаты не выявили достоверных различий между двумя группами детей и родителей. Единственное различие заключалось в том, что лесбийские пары проявили большую осведомленность в родительских навыках, чем гетеросексуальные пары.(Developmental-Psychology. 1995 Jan; Vol 31(1): 105-114 JN)

 

Заключение

Итак, мы постарались рассмотреть интересующие нас вопросы. Как видно, известно не так уж много, однако все же уже есть некоторые теории и исследования, касающиеся жизни лесбийских пар.

Что касается наследственности – приобретенности, гомосексуальность, очевидно, имеет определенные природные предпосылки, взаимосвязь которых остается пока что гипотетической. Природа задает предрасположенность, склонность к той или иной сексуальной ориентации, а социальный опыт индивида определит, как именно эта склонность проявится, и что из нее разовьется.

Осознание своей гомосексуальности происходит постепенно и, как правило, заканчивается «выходом в свет», что является очень тяжелым процессом, от итогов которого зависит последующая жизнь и самоидентификация лесбиянки.

Позже, когда лесбиянка решается завести семью и детей, она столкнется с множеством трудностей, но, как показывают исследования в этой области, они не являются непреодолимыми. Дети в лесбийских семьях не такая уж редкость. И как выяснилось, они не реже детей из гетеросексуальных семей вырастают гетеросексуалами и имеют адекватную половую идентичность.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кон И.С. Сексуальная культура России. М.,1997
  2. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.,1998
  3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1998
  4. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
  5. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.
  6. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПбГУ 1998
  7. Электронная библиотека PSYCHLIT
Hosted by uCoz